Баланс: 0.00
Авторизация
Демонстрационный сайт » Рефераты » Литература (Рефераты) » Наука о литературе и задачи курса
placeholder
Openstudy.uz saytidan fayllarni yuklab olishingiz uchun hisobingizdagi ballardan foydalanishingiz mumkin.

Ballarni quyidagi havolalar orqali stib olishingiz mumkin.

Наука о литературе и задачи курса Исполнитель


Наука о литературе и задачи курса.docx
  • Скачано: 27
  • Размер: 34.99 Kb
Matn

Наука о литературе и задачи курса «введение в литературоведение»

Художественная литература — один из основных видов искусства. Ее роль в познании жизни и воспитании людей поистине грандиозна. Вместе с создателями замечательных литературных произведений читатели приобщаются к высоким идеалам истинно человеческой жизни и поведения людей. Потому и называл Н. Г. Чернышевский искусство и литературу «учебником жизни», а великий русский драматург А. Н.

{spoiler=Продолжать Читать}

 Островский писал: «Отчего с таким нетерпением ждется каждое новое произведение от великого поэта? Оттого, что всякому хочется возвышенно мыслить и чувствовать вместе с ним; всякий ждет, что вот он скажет мне что-то прекрасное, новое, чего нет у меня, чего недостает мне; но он скажет, и это сейчас же сделается моим».
Это, конечно, не значит, что то или иное произведение великого писателя в буквальном смысле сейчас же по прочтении становится духовным достоянием каждого читателя. Речь идет лишь об открывающейся для читателей возможности сделать замечательные литературные творения таким достоянием. Для этого нужно неоднократное чтение произведений, глубокое раздумье над ними, страстный к ним интерес. К. Маркс писал, что человек сможет наслаждаться искусством только тогда, когда станет «художественно образованным человеком». А для этого необходимо, помимо изучения самих художественных произведений, основательно познакомиться и с наукой об искусстве и литературе, в первую же очередь — с важнейшими теоретическими понятиями в этой области.
Литературоведение и его разделы. Наука о литературе называется литературоведением. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины, как теория литературы, история литературы и литературная критика.
Теория литературы изучает социальную природу, специфику, закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала.
Знакомство с теорией литературы имеет чрезвычайно важное значение для каждого изучающего литературу. В свое время Чехов показал в одном из своих рассказов учителя русского языка и литературы Никитина, так и не удосужившегося за годы пребывания в университете прочитать одно из классических творений эстетической мысли — «Гамбургскую драматургию» Лессинга. Другой персонаж этого рассказа («Учитель словесности») — страстный любитель литературы и театра Шебалдин, узнав об этом, «ужаснулся и замахал руками так, как будто ожег себе пальцы». Почему же пришел в ужас Шебалдин, почему несколько раз в этом чеховском рассказе возобновляется речь о «Гамбургской драматургии» и она даже снится Никитину? Потому, что учитель словесности, не приобщившись к великим завоеваниям науки о литературе, не сделав их своим достоянием, не может глубоко понять ни общие свойства художественной литературы, ни характер литературного развития, ни особенности отдельного литературного произведения. Как же он будет учить своих воспитанников пониманию литературы?
Более частные, но не менее важные задачи разрешает история литературы. Она исследует процесс литературного развития и на этой основе определяет место и значение различных литературных явлений. Историки литературы изучают литературные произведения и литературно-критические статьи, творчество отдельных писателей и критиков, формирование, особенности и исторические судьбы художественных методов, литературных видов и жанров.
Поскольку развитие литературы каждого народа характеризуется национальным своеобразием, постольку ее история подразделяется на истории отдельных национальных литератур. Это не значит, однако, что можно и должно ограничиваться изучением каждой из них в отдельности. Прослеживая литературный процесс в той или иной стране, историки литературы в необходимых случаях соотносят с ним процессы, протекавшие в других странах,— и на этой основе раскрывают общечеловеческое значение национального вклада, который был внесен или вносится определенным народом во всемирную литературу. Всемирной же она, подобно всемирной истории, становится лишь на определенном этапе развития в процессе возникновения и укрепления связей и взаимодействий между народами. Как писал К. Маркс, «Всемирная история существовала не всегда; история как всемирная история — результат».
Таким же результатом по отношению к отдельным национальным литературам является всемирная литература. Она именно результат связей и взаимодействий этих национальных литератур, что и позволяет нам при рассмотрении каждой из них в международном контексте «видеть не только логику ее внутреннего развития, но и систему ее взаимосвязей с мировым литературным процессом».
Исходя из этого бесспорного, на наш взгляд, положения, И. Г. Неупокоева и призывала «не просто излагать известные факты историй национальных литератур, но отчетливее выявлять в них то, что с точки зрения истории всемирной литературы наиболее существенно: не только неповторимость вклада каждой национальной литературы в сокровищницу мирового искусства, но и проявление в национальной литературной системе общих закономерностей развития, ее генетических, контактных и типологических связей с другими литературами».
Литературная критика — живой отклик на важнейшие литературные события времени. Ее задача — всесторонний анализ тех или иных литературных явлений и оценка их идейно-художественной значимости для современности. Предметом анализа в литературно-критических работах может быть или отдельное произведение, или творчество писателя в целом, или ряд произведений различных писателей. Цели литературной критики разносторонни. С одной стороны, критик призван помочь читателям правильно понять и по достоинству оценить разбираемые им произведения. С другой стороны, обязанность критика быть учителем и воспитателем и самих писателей. Наглядным свидетельством огромной роли, которую может и должна играть литературная критика, является, например, деятельность великих русских критиков — Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Их статьи вдохновляли, идейно воспитывали и писателей и широкие круги читателей.
Можно сослаться на высокую оценку В. И. Лениным (о ней вспоминает Н. Валентинов) образовательно-воспитательного значения статей Добролюбова. «Говоря о влиянии на меня Чернышевского, как главном,— не могу не упомянуть о влиянии дополнительном, испытанном в то время от Добролюбова — друга и спутника Чернышевского. За чтение его статей в том же «Современнике» я тоже взялся серьезно. Две его статьи — одна о романе Гончарова «Обломов», другая о романе Тургенева «Накануне» — ударили как молния. Я, конечно, и до этого читал «Накануне», но вещь была прочитана рано, и я отнесся к ней по-ребячески. Добролюбов выбил из меня такой подход. Это произведение, как и «Обломов», я вновь перечитал, можно сказать, с подстрочными замечаниями Добролюбова. Из разбора «Обломова» он сделал клич, призыв к воле, активности, революционной борьбе, а из анализа «Накануне» настоящую революционную прокламацию, так написанную, что она и по сей день не забывается. Вот как нужно писать! Когда организовалась «Заря», я всегда говорил Староверу (Потресову) и Засулич: «Нам нужны литературные обзоры именно такого рода. Куда там! Добролюбова, которого Энгельс называл социалистическим Лёссингом, у нас не было».
Столь же велика, естественно, роль литературной критики и в наше время.
Теория литературы, история литературы и литературная критика находятся в непосредственной связи и взаимодействии. Теория литературы опирается на всю совокупность добытых историей литературы фактов и на достижения критических исследований литературных памятников.
История литературы исходит из общих разработанных теорией литературы принципов рассмотрения литературного процесса и в значительной мере основывается на результатах литературно-критических работ.
Литературная критика, отправляясь, подобно истории литературы от теоретико-литературных предпосылок, в то же время строго учитывает историко-литературные данные, помогающие ей выяснить степень того нового и значительного, что вносится в литературу анализируемым произведением по сравнению с предшествующими.
Тем самым литературная критика обогащает историю литературы новым материалом, проясняет тенденции и перспективы литературного развития.
Литературоведение, как и всякая другая наука, располагает и вспомогательными дисциплинами, к числу которых относятся историография, текстология и библиография.
Историография собирает и изучает материалы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики. Освещая пройденный каждой данной наукой путь и достигнутые ею результаты, историография позволяет плодотворно продолжать исследование, опираясь на все лучшее, что было в данной области уже создано.
Текстология определяет автора безымянного художественного произведения или научного труда, степень законченности различных редакций. Восстанавливая окончательную, так называемую каноническую, редакцию тех или иных произведений, текстологи оказывают неоценимую услугу читателям и исследователям.
Библиография — указатель литературоведческих работ — помогает ориентироваться в огромном количестве теоретико-литературных, историко-литературных и литературно-критических книг и статей. Она регистрирует как имеющиеся, так и появляющиеся в этих разделах литературоведения работы, составляет общие и тематические списки, дает нужные аннотации.
Анализ и обобщение практики литературного творчества и литературного развития, естественно, неотделимы от понимания всего развития общественной жизни, в процессе которого возникают и складываются различные формы общественного сознания. Поэтому естественно обращение литературоведов к ряду научных дисциплин, тесно связанных с наукой о литературе: к философии и эстетике, к истории, к науке об искусстве и науке о языке.
Задачи и содержание курса «Введение в литературоведение». На филологических факультетах и факультетах языка и литературы высших учебных заведений изучаются два теоретико-литературных курса: «Введение в литературоведение» и «Теория литературы».
«Введение в литературоведение» (первый курс) знакомит студентов с важнейшими теоретико-литературными понятиями, связанными с общими свойствами художественной литературы, особенностями отдельных литературных произведений, закономерностями литературного развития. Задача этого курса — создать необходимую основу для глубокого понимания и изучения литературоведческих курсов, входящих в учебный план литературных (филологических) факультетов.
«Теория литературы» читается на старшем курсе. Продолжая, развивая и углубляя теоретико-литературные знания и навыки, полученные студентами на лекциях и практических занятиях по «Введению в литературоведение», курс «Теории литературы» опирается уже на многочисленные и многообразные материалы историко-литературных курсов как отечественной, так и зарубежных литератур. Это помогает студентам понять связь теории литературы с ее живой историей, максимально конкретизирует теоретико-литературные понятия, раскрывая их историческое содержание и ту или иную соотнесенность их с современностью. Если «Введение в литературоведение» открывает изучение литературы на литературных факультетах, то «Теория литературы» обобщает и закрепляет результаты этого изучения за годы пребывания студентов в высших учебных заведениях.
«Введение в литературоведение» состоит из трех разделов: 1. Общие свойства литературы. 2. Литературное произведение и 3. Закономерности литературного развития. Такое построение курса определяется строгими научными требованиями. Как бы ни были убедительны и красноречивы отдельные примеры, илллюстрирующие общие свойства литературы или особенности ее отдельных произведений, сами по себе они еще отнюдь не гарантируют постижения подлинных закономерностей литературного творчества. Для того чтобы эти закономерности были действительно поняты, необходимо историческое рассмотрение литературы. Только в этом случае можно проследить, какие именно законы и как прокладывают себе дорогу в литературном развитии и в каком именно направлении оно совершается. В этой связи важно напомнить замечательное положение о пути научного исследования в области общественных наук, выдвинутое В. И. Лениным в его лекции «О государстве», которая была им прочитана в 1919 году студентам Свердловского университета в Москве. «Самое надежное в вопросе общественной науки,— говорил В. И. Ленин,— и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений,— самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь».
При историческом подходе к литературным произведениям нужно учитывать и особенности преемственных связей между ними, которые по своему характеру отличны от соответствующих связей в области науки и техники.
В науке новые формулы законов включают в себя все верное из старых формул этих законов, делая эти старые формулы уже непосредственно ненужными для практического пользования. То же и в развитии техники: старые образцы каких-либо машин, аппаратов постепенно становятся практически ненужными при создании новых, более совершенных образцов этих машин, аппаратов и инструментов.
В искусстве же иные закономерности. Хотя и художники опираются на сделанное их предшественниками, великие творения искусства не включаются в снятом виде в последующие, а продолжают жить наряду и наравне с ними, доставляя живое эстетическое наслаждение людям новых и новых поколений.
Трагедии Пушкина не вытеснили трагедий Шекспира, рассказы Горького — чеховских рассказов. Произведения подлинного искусства остаются свежи и вечно юны. Прекрасно сказал Гоголь: «...в литературном мире нет смерти, и мертвецы так же вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как и живые».
О причинах таких особенностей развития искусства будет сказано ниже (см. главу «Понятие о литературном процессе»). Пока же необходимо отметить, что наличие созданных в различные эпохи высоких классических литературных форм заставляет учитывать при выработке теоретико-литературных понятий особенности важнейших из них.
Можно ли, например, ограничиваться общим определением реализма, не обогатив затем этого определения характеристикой особенностей реализма Возрождения, реализма Просвещения, критического реализма, социалистического реализма? Конечно, нельзя, так как общее понятие реализма еще не вводит нас в понимание живых тенденций его развития. Взаимодействие исторически конкретного и общего и определяет характер историзма, обязательного в теории литературы.
Надо к тому же иметь в виду и то обстоятельство, что теоретико-литературные определения имеют различный содержательный объем. Некоторые охватывают общие для всей литературы черты и свойства (например, определения свойств образного мышления, которые, несмотря на исторические изменения, характеризуются устойчивыми для всех литературных произведений признаками). Другие обобщают черты и свойства, присущие литературе определенных эпох (например, черты и свойства отдельных художественных методов). Третьи, наконец, относятся к литературным явлениям лишь одной эпохи (например, классическая эпопея, возможная лишь в условиях древнего мира).
Историческое осмысление закономерностей развития художественной литературы получает во «Введении в литературоведение» только свое начало. Позднее, при изучении историко-литературных курсов, оно обогащается новыми сведениями.
Развитие теоретико-литературной мысли до Маркса. Теоретическое изучение литературы может быть разделено на два важнейших этапа: с древнейших времен до создания марксистско-ленинской философии и от Маркса до наших дней.
Основы строго научной, последовательно материалистической эстетики были разработаны классиками марксизма-ленинизма, открывшими объективные законы общественной жизни и охарактеризовавшими специфические черты различных форм общественного сознания. Это не значит, однако, что в предшествующие периоды не были поставлены и разрешены существенные теоретические вопросы. Еще с древнейших времен началось формирование научной теоретико-литературной мысли, проходившее в борьбе с ненаучными, идеалистическими воззрениями и концепциями.
Первым выдающимся трудом по теории литературы была «Поэтика», написанная в IV веке до н. э. знаменитым древнегреческим философом Аристотелем. В противовес идеалистическим взглядам на литературу, согласно которым она рассматривалась в отрыве от живых общественных потребностей и трактовалась как подражание внешним явлениям, отражающим якобы некие «вечные идеи», Аристотель указывал, что поэзия (слово «поэзия» по Аристотелю включало в себя стихотворные и прозаические произведения — Г. А.) воспроизводит действительную жизнь, показывает вероятное и необходимое в ней, что ее главный предмет — человек, а цель — так называемый катарсис (очищение чувств людей от всего низменного и своекорыстного, дарующее высокое эстетическое наслаждение).
Аристотелем впервые были указаны некоторые существенные особенности поэзии как вида искусства, пояснено ее отличие от науки, охарактеризованы в общих чертах роды поэзии: эпос, лирика, драма. Глубокие суждения высказал Аристотель о таком значительном виде драматического искусства, как трагедия, о ее предмете, героях и задачах. Несмотря на противоречивость его мировоззрения, в котором уживались наряду с материалистическими и идеалистические взгляды, «Поэтика» дала немало ценнейших теоретических положений и открыла путь для дальнейших плодотворных исследований в области литературы.
Опираясь на опыт великих писателей древней Греции — Гомера, Пиндара, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана и ряда других, Аристотель основывал свои теоретические суждения на лучшем литературном материале того времени, который не потерял своего значения и в последующие века. Это обстоятельство в значительной мере и определило высокую ценность труда Аристотеля по теории литературы.
Новых вершин достигают искусство и литература лишь в эпоху Возрождения. Такой корифей Возрождения, как Леонардо да Винчи, объявляет источником искусства природу, то есть действительность, требует от художников глубокого знания ее явлений и решительно осуждает механическое копирование предметов или, по его словам, «бессмысленное срисовывание» их. Леонардо называет художников «учителями», а жизнь — «учительницей учителей».
Передовые писатели Возрождения требуют от искусства, помимо воспроизведения правды жизни, гуманизма, демократизма, народности. В большей или меньшей степени это характерно и для знаменитого испанского драматурга Лопе де Вега, которым написана работа теоретического характера («Новое руководство к сочинению комедий»), и столь же знаменитых француза Рабле и итальянца Боккаччо, и, особенно, величайших писателей Возрождения Сервантеса и Шекспира. Завоевания передового искусства позволили Шекспиру глубоко охарактеризовать в «Гамлете» задачи художественного творчества. Создавать произведения искусства — это «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси — ее же облик, а всякому веку и сословию — подобие и отпечаток».
Во второй половине XVII столетия делается попытка продолжить и развить применительно к новым условиям положения Аристотелевой «Поэтики». Теоретик французского классицизма Буало в книге «Поэтическое искусство», опираясь в основном на «Науку поэзии», написанную продолжателем Аристотеля — римским поэтом Горацием, разработал нормативную поэтику, которая должна была служить руководством для писателей и поэтов (см. раздел «Классицизм» в главе «Стиль писателя и художественный метод»).
В XVIII веке появляются работы по эстетике замечательных деятелей Просвещения Дидро и Лессинга, которые развили и углубили учение об общественном значении поэзии, о ее специфике и месте среди других видов искусства. Большой вклад был внесен ими в разработку проблем современной им драмы. Наиболее значительными работами являются «Салоны», «О драматической поэзии» и «Парадокс об актере» Дидро, «Лаокоон» и «Гамбургская драматургия» Лессинга. В этих работах сказались присущие великим просветителям передовые взгляды на искусство. Требуя от художественных произведений верности действительности, они призывали писателей к глубокому раскрытию существенных сторон общественной жизни того или иного времени.
Немалое место заняли вопросы теории искусства в книге одного из виднейших представителей немецкой классической философии домарксова периода И. Канта «Критика способности суждения» (1790). Особый интерес представляют в ней суждения Канта об искусствах, как он их называет, «свободной» и «обусловленной» (иначе — связанной) красоты.
К первым — искусствам «свободной» красоты — Кант отнес творения орнаментальных искусств (к ним он причислил и художественное садоводство), назначение которых — даровать чистое эстетическое наслаждение и служить развитию вкуса. Ко вторым же — искусствам «обусловленной» красоты — творения таких высших видов искусства, как скульптура, живопись, музыка и, особенно, поэзия, назначение которых — служить развитию не только вкуса, но и духа, пробуждать возвышенные мысли и чувства и доставлять тем самым не только эстетическое, но и нравственное наслаждение. В искусствах обусловленной красоты все изображаемое и выражаемое в них необходимо соотнесено, по мысли Канта, с человеческими идеалами, связано с ними.
В России XVIII века теоретические вопросы разрабатывали М. В. Ломоносов и А. Н. Радищев.
Ломоносов в своем труде «О пользе книг церковных» разработал теорию «трех штилей», немало способствовавшую не только развитию русского литературного языка, но и уяснению органического единства содержания и формы в литературном произведении. «Письмо о правилах российского стихотворства» Ломоносова устанавливало основные принципы русского стихосложения, основываясь на характере и особенностях русского языка. Вопросы стилистики и композиции получили блестящее для того времени разрешение в написанном Ломоносовым «Руководстве к риторике и красноречию». В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов особенно подчеркнул мысль о гражданском, общественно преобразующем назначении искусства и литературы.
Радищев же указывал на огромную познавательно-воспитательную ценность правдивых произведений литературы и наметил пути дальнейшего сближения русской книжной поэзии с народной. Радищевым был дан и конкретный образец критического разбора литературных произведений («Памятник дактило-хореическому витязю»), впоследствии высоко оцененный Пушкиным. Эта работа Радищева, а также его «Слово о Ломоносове» и другие высказывания о литературе в «Путешествии из Петербурга в Москву» сохраняют свою ценность и для нашего времени. Сделанное Ломоносовым и Радищевым в области литературной теории было непосредственно продолжено и развито в многочисленных высказываниях Пушкина и Гоголя о литературе.
Великая заслуга в развитии теоретико-литературной мысли принадлежит замечательным русским критикам и писателям, революционным демократам — Белинскому, Герцену, Чернышевскому, Добролюбову, Салтыкову-Щедрину.
Закладывая фундамент научной материалистической эстетики и утверждая принципы народного, реалистического, самобытного искусства, русские революционные демократы создали такую систему эстетических понятий, многие из которых остались незыблемыми до нашего времени. Классики русской критики раскрыли образный характер художественного мышления, специфику его в литературе. Огромное значение имела и разработка Белинским учения о пафосе, которое выдвигало на виднейшее место роль идей в творчестве писателя, того субъективного начала, без которого, как скажет Чернышевский, не может быть создано содержание произведения. Важна мысль Чернышевского и о взаимодействии теории литературы и искусства с их историей. «История искусства,— писал Чернышевский,— служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его; лучшая обработка истории послужит дальнейшему совершенствованию теории, и так далее, до бесконечности будет продолжаться это взаимодействие на обоюдную пользу истории и теории, пока люди будут изучать факты и делать из них выводы, а не обратятся в ходячие хронологические таблицы и библиографические реестры, лишенные потребности мыслить и способности соображать. Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах».
Наибольшее значение для теории литературы имеют такие работы классиков русской эстетической мысли прошлого, как «Разделение поэзии на роды и виды», «Взгляд на русскую литературу 1847 года» и «Письмо к Гоголю» Белинского, «Эстетические отношения искусства к действительности» Чернышевского и «О степени участия народности в развитии русской литературы» Добролюбова.
Создание марксистско-ленинской теории литературы. Несмотря на достижения классиков эстетической мысли домарксова периода, строго последовательной системы материалистической эстетики тогда еще не было и не могло быть. Развитие искусства и литературы определяется развитием общества. Полное и глубокое осмысление специфики литературы и закономерностей литературного процесса невозможно без правильного и отчетливого понимания общих законов общественной жизни. Такое понимание было установлено только в марксистско-ленинской теории.
Марксистско-ленинская философия — диалектический и исторический материализм — охватывает все стороны действительности и все протекающие в ней процессы и дает им освещение, строго соответствующее объективной истине. Она является основой для любой отрасли теоретико-литературной науки. Исходя из диалектического материализма, теоретик литературы правильно представит себе особенности изучаемой им формы общественного сознания, ее исторические судьбы и роль в человеческой жизни.
Мы находим у классиков марксизма-ленинизма и специальные высказывания по вопросам искусства и литературы, что, конечно, значительно облегчает разработку многих теоретико-литературных проблем. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли социальную природу и цель искусства, его исторические судьбы, причины длительного, а подчас и непреходящего значения великих творений искусства. Они разъяснили суть таких важнейших общеэстетических понятий, как реализм, художественность и тенденциозность, охарактеризовали смысл и историческую преемственность важнейших видов драматической поэзии — трагедии и комедии. В работах Маркса и Энгельса были намечены принципы научного конкретно-исторического рассмотрения литературных явлений.
В. И. Ленин обогатил теорию литературы учением о двух культурах внутри национальных культур буржуазных наций, принципом партийности литературы, применением теории отражения к явлениям литературы (статьи Ленина о Л. Толстом), разработкой проблемы отношения к культурному, в частности к литературному, наследству. Лениным были четко сформулированы и требования народности искусства и литературы.
Значительную роль в разработке проблем марксистско-ленинской теории литературы сыграли отдельные искусствоведческие работы Г. В. Плеханова (например, его знаменитые «Письма без адреса», в которых дано научное, материалистическое освещение вопросов возникновения и развития искусства и роли труда в этом развитии, и статья «Искусство и общественная жизнь», раскрывающая связи художественных произведений с конкретно-историческими процессами социальной жизни людей).
Большой вклад в дальнейшее развитие марксистско-ленинской теории литературы внес М. Горький. В своих статьях, выступлениях и письмах он освещал важнейшие литературные вопросы нашей эпохи, особенно — социалистического реализма.
Действенную помощь оказывают советскому литературоведению исторические решения Центрального Комитета Коммунистической партии и партийные документы по вопросам искусства и литературы. В них указываются задачи и пути дальнейшего развития литературы, литературной теории и критики.
Партийность марксистско-ленинской теории литературы. Цель марксистско-ленинской теории литературы, как и всей советской науки, познавать истину во имя дальнейшего развития и совершенствования жизни на благо советского народа и всего трудящегося человечества. Открытое и последовательное служение советской науки народным массам, активное участие ее в борьбе за построение коммунизма определяет ее социальные, нравственные и эстетические идеалы, о которых писал Ленин в «Двух тактиках социал-демократии в демократической революции», призывая показывать «во всем его величии и во всей его прелести наш демократический и социалистический идеал...».
Партийность марксистско-ленинской теории литературы проявляется как в раскрытии и утверждении передовой идейности великих литературных произведений, так и в непримиримой борьбе с враждебными народу всевозможными реакционными концепциями искусства. В наше время среди буржуазных теоретиков искусства все большее влияние приобретает проповедь модернистского искусства, уходящего от действительности, отказывающегося от гуманистического содержания, порывающего связи с народом. Будь то призыв к бегству искусства от реальности в иллюзорный, искусственно создаваемый художником мир, будь то смакование писателями животного, иррационального в человеке — во всех подобных случаях перед нами отрыв искусства и литературы от жизни, от требований истории.
Антинародному, кастовому искусству и утверждающим его буржуазным теориям наиболее последовательно противостоят в современном мире теория и практика искусства социалистического реализма — искусства, познающего во всей истине и глубине жизнь и действенно участвующего в ее изменении на благо человечества. 

{/spoilers}

Комментарии (0)
Комментировать
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Copyright © 2024 г. openstudy.uz - Все права защищены.