Февральская революция 1917 г. и ее влияние на Туркестан. Исполнитель
- Скачано: 74
- Размер: 27.3 Kb
Февральская революция 1917 г. и ее влияние на Туркестан.
28 февраля 1917 г. в Петрограде победила буржуазно-демократическая революция. По соглашению между Временным комитетом Государственной Думы и эсеро-меньшевистскими лидерами Исполнительного комитета Петроградского Совета, 2 марта 1917 г. было образовано Временное правительство. В первые же дни после Февральской революции по всей России стали возникать советы рабочих и солдатских депутатов как органы демократической власти пролетариата. Эти самые советы впоследствии сыграли трагическую роль в жизни Туркестана.
{spoiler=Подробнее}
После Февральской революции в России начинается новый этап и в истории борьбы народов Туркестана за национальную независимость. Весь народ Туркестана встретил революцию с огромной радостью, хотя Туркестанская администрация всячески старалась приостановить информацию о петроградских событиях.
Самыми прогрессивными силами в этот период были туркестанские джадиды. Они, в свою очередь, встретили Февральскую революцию как факт свержения царского режима, установления подлинно народной формы правления, завоевания независимости народами, которые страдали от колониального гнета.
Борьбу краевых политических сил за создание нового, демократического государственной устройства Туркестана можно условно разделить на три этапа. На первый этап (март-апрель 1917г.) приходится политическое пробуждение Туркестана. Под влиянием петроградских событий идет активный процесс формирования новых властных структур: а) повсеместно создаются советы рабочих и солдатских депутатов (органы власти вооруженного народа), в их составе были представители преимущественно европейского населения; б) параллельно им создаются Исполнительные Комитеты общественных организаций (более широкие по национальному и социальному составу), выступающие как объединители всех демократических сил и претендендующие на роль местных органов Временного Правительства; в) начинается политическое пробуждение мусульманского населения края, становление национально-демократических сил, ядром которых были туркестанские джадиды, деятельность которых приобретает открыто выраженный политический характер.
В организационном плане лидерами были ташкентские джадиды, по инициативе которых 6 и 9-13 марта 1917г. были проведены многотысячные собрания жителей «старого» города. На этих собраниях, преодолев серьёзные разногласия, им удалось выдвинуть Ташкентский Исполком единых делегатов от всего мусульманского населения. Этими собраниями был избран расширенный представительный орган (около 60 чел.) от всех частей города- «Шурои Исламия». В отличие от советов рабочих и солдатских депутатов, объединяющих европейское население города, «Шурои Исламия» мыслился как совет депутатов коренного населения, исповедующих ислам. На заседании, которое прошло 14 марта 1917 г. был избран президиум «Шурои Исламия» в составе 15 человек. В него вошли А. Фитрат, Мунаввар Кари Абдурашидханов, Убайдулла Ходжаев и другие. В задачи, которые ставили перед собой туркестанские джадиды, входила разработка временного устава, определение основных целей и задач на данном этапе, а также работа по сплочению мусульман Туркестана.
31 марта на объединенном собрании Ташкентского совета рабочих и солдатских депутатов, совета мусульманских депутатов, совета крестьянских депутатов и Ташкентского исполкома было принято решение: немедленно отстранить генерал- губернатора, его помощника и начальника штаба от занимаемых ими должностей и подвергнуть их домашнему аресту. Здесь же были избраны исполняющий обязанности командующего войсками и начальник штаба. Было принято решение об отделении гражданского управления краем от военного, с возложением управления гражданскими делами на трех комиссаров Ташкентского исполкома.
После смещения Куропаткина Временное правительство 7 апреля 1917 г. образовало Туркестанский комитет в составе 9 членов во главе с кадетом Щепкиным. Комитет осуществлял власть Временного правительства в пределах Туркестанского края, а также Хивы и Бухары. Первый состав Туркестанского Комитета Временного правительства, в который вошли и представители местных народностей, такие как Букейханов, Танышпаев, Максудов и Давтелшин, был слабым с политической точки зрения, плохо знавшим местные условия, и поэтому он не смог оказать влияние на развитие событий в крае.
После февраля 1917 г. вопрос об автономном устройстве края стал главным в общественно-политической жизни Туркестана. Доминантой настроений туркестанского общества, несмотря на социальные различия, было стремление к ликвидации колониального положения Туркестанского края:
в начале апреля (7-15 апреля) 1917 г. в Ташкенте проходил I-й Туркестанский краевой съезд советов рабочих и солдатских депутатов; в апреле 1917 г. (с 9 по 16 апреля) в г. Ташкенте состоялся съезд делегатов Исполнительных Комитетов Туркестанского края, а также первый Краевой мусульманский съезд (работал в Ташкенте с 16 по 23 апреля), созванный по инициативе «Шурои Исламия», на которо м был сформирован центральной руководящий орган - Центральный совет мусульман Туркестана (Марказий «Шурои Исламия» или Краймуссовет), призванный защищать интересы местного населения. Членами его были избраны Мунаввар Кари, М. Бехбуди, У. Ходжаев, О. Махмудов и другие. В эти же дни А.З. Валиди выезжал в Коканд и Самарканд для организации местных отделов «Шурои Исламия». С окончанием съезда закончился важнейший этап консолидации туркестанских народов.
На втором этапе политической борьбы на пути к национальной независимости (май-август 1917 г.). успешно начавшиеся на первом этапе консолидационные процессы в туркестанском обществе, на втором этапе натолкнулись на серьезные препятствия. За сравнительно короткий срок, с мая по август 1917 г., в Ташкенте, Коканде, Андижане, Самарканде и других городах и поселках Туркестана образовались «Советы мусульманских рабочих депутатов», «Союзы трудящихся мусульман» (Ислом мехнаткашлари), профессиональные союзы и привнесли настроения классовой борьбы в слабо дифференцированное туркестанское общество. Это, в свою очередь, вызвало ответную волну, что выразилось в выходе духовенства и его сторонников в июне 1917 г. из «Шурои Исламия» и образовании организации под названием «Шурои Улема» («Совет духовенства»). Существовали две причины раскола «Шурои Исламия»: 1) одна состояла в противоречиях в вопросе государственного устройства Туркестана. Кадимисты - сторонники консервативного направления, выступавшие против радикальных реформ, видели будущее Туркестана в создании здесь теократического государства, входящего в состав Российской Федерации, но при условии, что все законы должны проходить обсуждение в законодательном органе «Махкама-и-Шария» и соответствовать мусульманскому праву. Во главе этого органа должен был стоять кази-калян; 2) другая причина касалась участия женщин в выборах в городскую думу. Улемисты считали, что женщины не должны участовать в выборах в городскую думу, так как по законам шариата им не положено появляется в общественных местах.
На съезде мусульманских организаций края в г. Скобелеве 12-14 июля 1917 г. было заявлено о создании партии «Турк Одами Марказияти» (Центр Тюркских Народов) и требовании для Туркестана, Кавказа, Киргизии, Казахстна, Башкирии национально-территориальной автономии, а для татар Поволжья, Крыма и других народов России - культурно-национальной.
На третий этап (сентябрь-ноябрь 1917г.) приходится самый тяжелейший период отношений между местными демократическими силами, которые стремились к коалиционному правительству, и советами рабочих и солдатских депутатов, которые, не считаясь с реалиями туркестанской жизни, игнорировали интересы местного населения.
Неудавшаяся попытка Верховного главнокомандующего Л.Г. Корнилова совершить военный переворот и свергнуть Временное правительство круто изменила ход революционного процесса в России. Решительные действия большевиков в дни корниловского мятежа подняли их авторитет в рабочей среде как защитников революции. Вновь выдвинутый ими лозунг «Вся власть советам» был подхвачен на всей территории страны. Однако в Туркестане отношение к этому лозунгу даже среди демократических кругов европейского населения было неоднозначным.
Резко отрицательную позицию заняли представительные органы мусульманского населения края. На созванном по инициативе «Шурои Исламия» (Краймуссовет) II Краевом мусульманском съезде (Ташкент, 7-11 сентября 1917 г.) национальная демократия впервые твердо заявила о принципиальных основах своей позиции: «Съезд выступает против передачи власти советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Власть должна быть коалиционной и опираться на все силы страны, т.е.- всенародной. Мусульмане могут и должны принимать участие в правительстве лишь при условии демократичности его политики; приоритетным для населения Туркестана является право свободного самоопределения народа; Краевой мусульманский совет (Марказий «Шурои Исламия») является законным общемусульманским органом, действующим от имени всего мусульманского населения и защищающим его интересы».
Решив воспользоваться недовольством масс действиями Турккомитета Временного правительства в борьбе со спекуляцией, продовольственным кризисом, дороговизной, ухудшением жизненных условий, разрухой, большевики выступили зачинщиками митинга, состоявшегося 12 сентября 1917 г. в Ташкенте в Александровском парке, в котором участвовали в основном солдаты 1-го и 2-го сибирских полков, рабочие-железнодорожники и другие. Митинг приобрел резко политический характер. В принятой по предложению большевиков резолюции заявлялось о переходе власти к советам. В тот же день был избран новый состав Исполнительного комитета Ташкентского совета в составе 36 членов, преимущественно левых эсеров и большевиков. Таким образом, осуществилась программа захвата власти по примеру петроградских большевиков, которая не учитывала особенности края и мнение местного населения. Предприняв попытку реализации революционного плана, ташкентские большевики толкнули солдатские и рабочие массы на захват власти и поставили край перед угрозой гражданской войны.
Сентябрьские события приобрели особенно драматический характер в связи с прибытием в Ташкент посланной Временным правительством карательной экспедиции под командованием генерала П.А. Коровиченко и ответной многодневной всеобщей стачкой рабочих Ташкента, введением военного положения.
Большинство советов края во главе с Краевым советом рабочих и солдатских депутатов выступили с осуждением попытки захвата власти большевиками. С осуждением большевиков за попытку узурпации власти и оценкой их действий как игнорирования интересов и прав мусульман сразу же после первых дней сентябрьских событий выступили «Шурои Исламия», «Шурои Улема», партия тюркских федералистов и другие национальные организации.
Сентябрьские события оказали мощное воздействие на последующий ход событий в Туркестанском крае. После этих событий мусульмане приступили к осуществлению своих устремлений. Тем более, что общий упадок власти способствовал усилению требований автономии для Туркестана. Борьба за туркестанскую автономию активизировала все слои мусульманского населения и стала проходить под лозунгам «Да здравствует Свобода, Справедливость, Равенство!», «Сила в единстве!». Эти лозунги говорили о том, что перед опасностью захвата власти большевиками мусульмане и подавляющая часть лидеров национальных организаций осознали необходимость объединительных усилий.
{/spoilers}