Политика репрессий, проводимая советской системой в Узбекистане и ее последствия. Исполнитель
- Скачано: 54
- Размер: 27.68 Kb
Политика репрессий, проводимая советской системой в Узбекистане и ее последствия.
Тезис, выдвинутый Сталиным о том, «об усилении классовой борьбы по мере успехов в строительстве социализма», положил начало осуществлению репрессивной политики во всей стране.
IV съезд (1929 г.) компартии Узбекистана запустил механизм репрессий под маской борьбы против групповщины в партийных организациях. Первыми попали под репрессии те руководители и представители творческой интеллигенции, которые стремились на местах возродить национальную культуру, улучшить условия жизни населения. Так были обвинены в национализме видные партийные и государственные деятели республики Т. Рыскулов, А. Рахимбаев, Н. Туракулов, И. Хидиралиев, К. Атабаев, С. Хужанов и другие. Были сфабрикованы дела, которые потом получили название «инагамовшина», «касымовщина», «группа 18».
{spoiler=Подробнее}
В конце 1929 г. были арестованы члены организации «Миллий истиклол» под руководством Мунаввар Кари Абдурашидханова. Из 85 арестованных были расстреляны 15 человек, остальные были отправлены в исправительно- трудовые лагеря. Видные обшественные деятели Маннон Абдуллаев (Рамз), Носир Саидов, Махмуд Ходиев (Боту), Хосил Василов и Собир Кодиров были приговорены к смерти, потом этот приговор заменили длительным тюремным заключением. 1930 г. была проведена чистка в аппарате Государственного банка и арестована группа руководящих кадров. Было сфабриковано дело «касымовщина», связанное с делом бывшего председателя Верховного суда Республики.
Новый этап репрессий в бывшем Союзе связан с XVII съездом ВКП (б) (1934 г.). и убийством С.М. Кирова. Из числа 1956 делегатов XVII съезда партии были репрессированы 1108 делегатов. Из 139 членов и кандидатов в члены ЦК партии были репрессированы 98 человек, или 70 процентов.
Волна репрессий достигла своей кульминации в 1937-1938 годах. Были сфабрикованы обвинения на таких партийных и государственных руководителей, как Зиновьев, Бухарин, Рыков, Пятаков, Томский и другие. По всей стране выявляли «зиновьевцев», «каменевцев», «бухаринцев» и других. Тысячи людей с такими «ярлыками» были либо казнены, либо отправлены в лагеря. В Узбекистане органы политического управления (ОГПУ) сфабриковали обвинения против Ф. Ходжаева, А. Икрамова, Д. Манжары, С. Сегизбаева, А. Каримова и др. В августе-сентябре 1937 г. несколько тысяч человек попали во внутренние тюрьмы республиканского Народного Комиссариата Внутренних Дел (НКВД). Среди них были секретари ЦК Узкомпартии С.Болтабоев, И. Худайкулов, А. Цехер, начальники отделов ЦК М. Шермухамедов, М. Усмонов, К. Берегин, секретари ЦК Уз ЛКСМ И. Ортиков, Т. Рыскулов, Ф. Тарасов, наркомы республики: А.Исламов, М. Турсунходжаев, секретари обкомов партии Д. Ризаев, К. Болтаев, Н. Исроилов, Ю. Ирисметов и др.
К весне 1938 года более 60 процентов секретарей районных, городских и областных партийных комитетов, а во второй половине этого года еще 114 секретарей того же уровня были репрессированы.
В 1934-1938 годах по всему Узбекистану были репрессированы более 40 тысяч человек. Из них 730 человек были расстреляны как «враги народа».
Под пресс репрессий попал почти весь цвет узбекской интеллигенции. Среди репрессированных были такие выдающиеся представители узбекского народа, как А. Кодири, А. Фитрат, А. Чулпан, К Алиев, Ш. Сулаймон, У. Носир, О.Хошим,М. Суфизода, А. Екубов, Миен Бузрук Солихов и другие.
Таким образом, формировался и усиливался тоталитарный режим, порядок, который устанавливался с помощью массового террора и репрессий, который силой устранял инакомыслие и инициативность, жестоко попирал человечность и демократию.
Тоталитарный режим сталинизма не только уничтожил независимость и суверенитет республики, но и растоптал гражданские права, вековые национальные ценности, обычаи, традиции, вероисповедание. С установлением тоталитарного режима стали преследоваться религиозные деятели, верующие. Основная часть религиозных деятелей была отправлены в лагеря, мечети закрывались, многие из них были превращены в склады и конюшни.
После войны против фашизма в Узбекистане, как и в других республиках, началась новая волна террора. Но, если репрессии 30-х годов были направлены против партийных, государственных, хозяйственных и военных кадров, то репрессии 40-50-х годов были направлены против деятелей культуры и науки. ЦК правящей партии бывшего Союза в августе 1946 года принял постановление «О журналах «Звезда»и «Ленинград», а в 1948 году - постановление «Об опере «Великая дружба», которые послужили сигналом к их началу. На всех заседаниях Бюро ЦК компартии республики в конце 40-х-начале 50-х годов, на Х пленуме ЦК (1952 г.) под флагом борьбы с национализмом началась борьба против культурного наследия и известных деятелей науки и искусства. В партийных документах резко критиковалось творчество А. Каххара, Х. Гуляма, А. Каюмова, М. Шайхзоде, Айбека, Миртемира, Туйгуна, М. Бобоева, У. Рашидова, Шукрулло, С. Ахмада.
Особой критики удостоился журнал «Шарк юлдузи», редактором которого был Айбек. Его обвинили в космополитизме, аполитичности, в печатании произведений, которые призывали к беспорядкам.
В постановлении бюро УзКП (б) от 8 апреля 1951 г. «О положении музыкального искусства в УзССР и мерах для его развития» было сказано о том, что музыкальное искусство отдалилась от жизни, что оно не служит воспитанию узбекского народа в духе строительства нового общества. Запрещалась широкая пропаганда классической и национальной музыки, макомов, оперных, балетных и музыкально-драматических пьес, таких, как «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Тахир и Зухра», «Алпамыш», «Гуландом» и другие. Началась широкая компания в прессе против националистов, космополитов, пантюркистов.
10 августа 1951 года в республиканских средствах массовой информации вышла статья под названием «Идеологические нарушения в творчестве некоторых поэтов», где резко критиковалось творчество Т. Тулы, К.Отабоева, Миртемира, А. Бобажанова, С. Абдуллы, Хабибий. В статье, опубликованной 24 августа под названием «В стороне от задач узбекской советской литературы», обвинялись «в идеологических ошибках и разложении» некоторые научные сотрудники института литературы и языка им. А.С. Пушкина Айбек, Х. Зарипов, Х. Ёкубов, И. Султон и др. Группа писателей и поэтов - М. Шайхзаде, Шукрулло, Юсупов, Г. Алимов и другие в 1951 г. были арестованы, а в 1952 г. приговорены к тюремному заключению сроком на 25 лет.
В репрессиях 50-х годов большую роль сыграл Х пленум ЦК компартии Узбекистана (21-22 февраля 1952 г.), рассмотревший вопрос « О состоянии идеологической работы в республике и о мерах для ее улучшения». На пленуме необоснованным обвинениям «буржуазном национализме», «пропаганде пантуюркизма», «в связях с буржуазными националистами» и т.д. подвергся ряд ученых-обществоведов – философ В. Захидов, историк А. Бобохужаев, экономист А.Аминов и др..
В начале 50-х годов еще около 60 человек из числа видных ученых, писателей, деятелей культуры были обвинены в национализме, контрреволюционной деятельности и в других преступлениях с целью привлечения к уголовной ответственности. Однако после сменрти И.В.Сталина и разоблачения его культа личности в 1956 г. многие деятели культуры и науки, несправедливо репрессированные были полностью оправданы: все отправленные в ссылку в начале 40-х годов были освобождены, подготовленный приговор в отношении 60 представителей интеллигенциии был отменен.
В середине 80-х годов в Узбекистане, как и в других республиках, создались условия для демократизации социально-политической жизни, развития гласности и плюрализма. Но тогдашние руководители Узбекистана И. Усманходжаев, Г.Кадыров, Р. Нишанов, Р. Абдуллаева и др.) вместо того, чтобы защищать интересы узбекского народа и республики, обратились к Центру с просьбой об отправке «кадрового десанта» в Узбекистан. Прибывшие в республику сотрудники Генеральной прокуратуры СССР во главе с Т. Гдляном и В. Ивановым с помощью Центра сфабриковали целый ряд дел: «узбекское дело», «хлопковое дело», дело «узбекской мафии» и др. «Десантники» обвиняли узбекский народ в очковтирательстве, взяточничестве, приписках и других преступлениях; преследования коснулись многих людей - от партийных и государственных руководителей до простых дехкан. Только по одному сфабрикованному «хлопковому делу» около 25 тыс. жителей республики без суда и следствия были подвергнуты тюремному заключению.
В республике были запрещены национальные и религиозные праздники, такие, как Навруз, хайиты; пережитками прошлого были объявлены многие обычаи и традиции узбекского народа. Тех, кто проводил свадьбы по национальным обычаям, обвиняли в пропаганде старины. Тех руководителей, кто участвовал в похоронах и читал или слушал молитву во время этих похорон, обвиняли в пособничестве религии.
С помощью спецслужб и преступных элементов в Ферганской долине летом 1989 г. были организованы межнациональные столкновения между узбекским народом и турками-месхетинцами. В Куве, Маргелане, Фергане, Коканде, Намангане, Андижане, а потом и в Буке, Паркенте, Гулистане пролилась кровь невинных людей.
С избранием И. Каримова первым секретарем ЦК компартии Узбекистана начались серьезные изменения с социально-политической сфере жизни Узбекистана. С самого начала своей политической деятельности И. Каримов занял принципиальную позицию в отношениях с Центром, направленную на достижение республикой политической и экономической независимости. Были пересмотрены «хлопковое» и «узбекское» дела, была дана правильная оценка межнациональным отношениям, стала восстанавливаться справедливость. С первых дней руководства Узбекистаном И. Каримов уделял большое внимание духовному развитию узбекского народа, возрождению национальных ценностей, социальной защите населения Узбекистана. В память о жертвах репрессий в Узбекистане в мае 1999 г. была организована общественная Комиссия по увековечению памяти жертв репрессий; в июле 1999 г. – образован Благотворительный фонд «Памяти жертв репрессий»; в период с мая 1999 г. по май 2001 г. были приняты решения о подготовке и издании Книги Памяти жертв репрессий; 31 августа 2001 г. был учрежден День памяти жертв репрессий и открыт Музей «Шохидлар хотираси», где увековечены имена погибших в борьбе за свободу и независимость нашего народа.
{/spoilers}