Начало борьбы за свободу и независимость. (Движение «Истиклолчилар харакати»). Исполнитель
- Скачано: 20
- Размер: 28.25 Kb
Начало борьбы за свободу и независимость. (Движение «Истиклолчилар харакати»).
После того как начальник Кокандской милиции Эргаш курбаши оставил город и продолжал боевые действия в его окрестностях, начальник Маргеланской милиции Махмуд Амин-бек Ахмед-бек (Мадамин) 20 февраля 1918 г. также начал военные операции против советов. Он апеллировал прежде всего к крестьянам, говоря: «Наша борьба против русских ведется во имя спасения дехкан и защиты их земель».
Таким образом, начало вооруженной борьбе было положено Эргашем курбаши и Мадаминбеком. Их последователями стали Холходжа из г. Ош, Парпи курбаши из Андижана, Мухиддинбек из Навкенда, Аман Пахлавон из кишлака Хизробод близ Намангана, Шермухаммад и его брат Нурмухаммад из Гаиб-ота близ Маргелана и многие другие. Все они к апрелю 1918 г. контролировали свои родные селения. В течение следующих месяцев контроль собственно над вооруженной борьбой против советской власти все более сосредотачивался в руках Эргаша курбаши и Мадаминбека. К середине 1918 г. все поселения Ферганской охранялись повстанческими подразделениями.
{spoiler=Подробнее}
Под предводительством Эргаша курбаши осенью 1918 г. действовало 70 отрядов курбаши с численностью бойцов от 20 до 1 800 чел. в каждом. В октябре того же года войско Эргаша курбаши насчитывало 15 000 чел., а к концу года его численность возросла до 18 000 чел (в некоторых источниках -20-24 тыс.), у Мадаминбека - 5 000, Шермухаммадбека -6 000, Холходжи - 3 тыс., Амана Полвона - более 2 500, Парпи курбаши - 3 600, Мухиддинбека - 4 500, Нурмухаммадбека - 3 800, Джанибека - примерно 5 700 джигитов Таким образом, под началом 9 крупных предводителей в движении участвовало 52 200 человек.
Движение борцов за свободу в своем первом периоде подразделяется на 6 периодов. Для первого периода (февраль 1918 - ноябрь 1919 гг.) характерны попытки Мадаминбека объединить разрозненные силы повстанцев. Тогда же Эргаш курбаши объявил себя правителем мусульман (Амир-уль Муслимином) и «Защитником ислама». После того, как войска борцов за свободу вынудили регулярные части Красной Армии оставить многие населенные пункты Ферганы, Эргаш курбаши попытался перенять контроль над ними. Во главе каждого вновь освобожденного селения он ставил старосту - бека из своего ближайшего окружения. Тот так же, в свою очередь, отбирал себе помощников из своих солдат (аскеров). Мадаминбек же отобрал около 12 000 джигитов и стал проводить усиленную военную подготовку. 29 сентября 1919 г. он созывает на съезд ( курултай) представителей населения Ферганы и образует «Временное правительство Ферганы.»
После перехода в конце 1918г . общего руководства движением к Мадаминбеку, Эргаш курбаши и некоторые его крупные курбаши отказались подчиняться новому руководителю. К началу 1919 г. в Ферганской долине образовались два крупных центра движения борцов за свободу. Первый центр - под руководством Мадаминбека, охватывал Скобелевский, Андижанский и Наманганский уезды. Резиденция Мадаминбека располагалась в селе Гарбуна Ташлакского района, недалеко от г. Маргелана. Численность воинского соединения Мадаминбека в феврале 1919 г. превышала 20 тыс. человек. Второй центр - под руководством Катта Эргаша, охватывал Кокандский уезд, ставка его располагалась в селе Бачкир Янгикурганской волости.
В то время как командиры борцов за свободу большей частью перешли в подчинение к Мадаминбеку и Эргашу, некоторые из них, например, Ахунджан курбаши и Эшмухаммед курбаши, самостоятельно сражались против Красной Армии. Мадаминбек и Эргаш курбаши также не могли прийти к единству по многим вопросам. Ни один из них не был способен отказаться от единоличного первенства. Для подавления движения советское правительство использовало поначалу исключительно военные методы. В отвоеванных у повстанцев кишлаках устанавливался режим террора, развязывались репрессии против мирного населения.
Весной 1918 г. под командованием М.Фрунзе был образован фронт, известный в дальнейшем под названием «Туркфронта». Несмотря на прибытие все новых и новых советских войск, борцы за свободу сражались храбро и успешно. 29 февраля 1919 г. в г. Асака Эргаш курбаши и его 8 000 джигитов поклялись на Коране воевать с большевиками до последней капли крови. Сам он пал в бою за г. Маргелан летом 1919 г. Его приемник Холходжа 22 августа 1919 г. примкнул со своими джигитами к войскам Мадаминбека.
После гибели Эргаша курбаши руководство движением борцов за свободу перешло к Мадаминбеку. К нему присоединилась и так называемая «рабоче-крестьянская армия» под командованием под командованием казачьего генерала Монстрова численностью более 8 000 человек.
11 сентября 1919г. после поражения генерала Дутова на Оренбургском направлении, Красная Армия, действовавшая в Туркестане, получила крупное подкрепление и сумела 26 сентября захватить г. Ош, а 30 сентября - Джелалабад. К тому времени относится воззвание Мадаминбека к народу начать газават против неверных. До этого момента военные операции советов в Туркестане не отличались особыми успехами.
Второй период движения борцов за свободу (ноябрь 1919-август 1920 г.г.) характеризуется падением боевого духа в его рядах. Так называемая «Турк-комиссия» издала рекомендации больше доверять крестьянам, ссужать их деньгами, а также готовить пропагандистов из туркестанцев. В декабре 1919 г. в Фергану вступила бригада Акчурина. С одной стороны, она вела пропаганду, с другой - предпринимала военные экспедиции против повстанцев. Командир бывшей «рабоче-крестьянской армии» Монстров, дослужившийся до заместителя Мадаминбека, 12 января 1920 г. вступил, тем не менее, в сепаратные переговоры о приращении огня с советами. Он аргументировал свой шаг тем, что движение борцов за свободу направлено против русских и называет себя «армией мусульман». Монстров выдвинул условия: его армия не должна быть разоружена, солдаты должны иметь определенные преимущества, если будут использоваться против басмачей. 17 января 1920 г. условия Монстрова были приняты. Несмотря на измену «рабоче-крестьянской армии», Мадаминбек продолжал борьбу. Но голод, разразившийся в Ферганской долине, вследствие военных действий, заставил некоторых командиров басмаческих соединений заключить соглашение о прекращении огня с местными советами.
4 февраля 1920 г. Красная Армия начала наступление против войск Мадаминбека. Одновременно, с целью морального разложения движения, Красная Армия начала мирные переговоры с другими вождями повстанцев, такими, как Исматкул, Холходжа, Аман Пахлавон. Советские мирные предложения гласили:
1.Каждый отдельный руководитель движения сохраняет за собой территорию, которую уже занял.
2. В его распоряжении остаются его люди и оружие.
3.Там, где власть принадлежит басмачам, советские органы не создаются.
4.Басмаческие командиры пользуются правами советского командира бригады.
Мадаминбек тоже пошел на эти переговоры, ибо надеялся на паузу в войне. Он нуждался в ней для укрепления своих сил. 7 марта 1920 г. между Мадаминбеком и советскими уполномоченными был заключен следующий договор о признании им советского правительства и переходу в его распоряжение со всеми солдатами, курбаши и командирами.
Мирный договор между советами и Мадаминбеком породил сомнения в рядах борцов за свободу. Национальные круги Туркестана по разному оценивали этот шаг Мадаминбека. Одни утверждали, что Мадаминбек совершил предательство, по мнению же других, он действовал по заданию национальных кругов. Разумеется, это перемирие рассматривалось советами лишь в качестве предварительного условия. После прибытия Мадаминбека в г. Ташкент советское правительство сделало попытку использовать его войска против других национальных военных формирований. Последние, однако, отказались воевать против своих земляков.
Уже после того, как Мадаминбек подписал мирный договор, один из его курбаши, Шермухаммадбек, отказался подчиниться и провозгласил себя главнокомандующим. 14 мая 1920 г. Мадаминбек, по совету красных командиров, посылает к Шермухаммадбеку своего представителя для переговоров. Однако его посланец был схвачен в Уч-кургане и расстрелян как советский шпион. После его устранения сам Мадаминбек исчез. Советы поспешили объявить о том, что он примкнул к повстанческому движению. В свою очередь, лидеры басмачей, их тех, кто подписал с советами мирный договор, как, например, Исламкул, утверждали, что Мадаминбек был расстрелян советами. Красная Армия издала приказ разоружить те формирования, что заключили с советским правительством мирный договор. Это вызвало у них возмущение , вновь начинается вооруженная борьба против советской власти.
Третий период (сентябрь 1920 - сентябрь 1921 г.г.) характеризуется усилением советской власти в городах и концентрацией военных сил борцов по кишлакам. В этот же период возникает повстанческое движение в Бухаре.
Для четвертого периода (ноябрь 1921 г. - август 1922 г.) характерно новое отношение советов к населению и новый подъём движения борцов за свободу после прибытия в Бухару Энвера-паши. Изменяя тактику своих действий по отношению к населению, советское правительство стремилось к моральному разложению повстанческого движения. 23 декабря 1921 г. был издан декрет «О возвращении законов шариата». При этом прекращалось действие декрета от 2 августа 1919 г., который ставил исламскую правовую систему в зависимость от «пролетарского толкования законов. Разрешалось занятие торговлей частным лицам. Дехкане получили семена для посевов, а также беспроцентные кредиты под урожай. С другой стороны, правительство делало все для разъединения военных формирование борцов, натравливало их друг на друга. 10 июня 1922 г. началось комбинированное наступление Красной Армии. Подразделения борцов за свободу Туркестана также перешли к тотальному методу ведения войны. Заняв какой либо населенный пункт, они расстреливали всех представителей советской власти, особенно комиссаров. Напротив, советские специалисты - ирригаторы могли спокойно продолжать работу, им гарантировалась неприкосновенность.
В Ферганской долине большевикам удалось достичь определенных успехов. В апреле 1922 г. мирный договор с Красной Армией заключил Джанибек-кази. Его подразделения были переименованы в «территориальный полк» и получили резиденцию в Нарын Тале. Бывший главнокомандующий войсками басмачей Мухиддинбек был оттеснен к Алайским горам, затем арестован красноармейцами и расстрелян 23 сентября в Андижане. Операциям борцов препятствовал также голод, разразившийся в долине.
Пятый период (сентябрь 1922 г.- июнь 1923 г.) вооруженной борьбы характеризуется усилением разногласий между повстанческими формированиями. Нехватка провианта привела к расколу самой мощной повстанческой группировки Исламкула. Несмотря на глубокий кризис, охвативший движение борцов за свободу, Красной Армии не удавалось установить свою власть в округах Намангана и Коканда.
Шестой период (июнь 1923 г. - декабрь 1923 г.) – поражение вооруженного движения против советской власти. В июне 1923 г. Красная Армия повела наступление на три главных центра повстанческого движения: Андижан, Наманган и Маргелан, которое завершилось победой Красной Армии. 17 августа 1923 г. после 67- дневной осады, города пали. Разрозненным группам борцов за независимость удалось скрыться в горах, многие были пленены красноармейцами.
{/spoilers}